Когда начинается развитие детской речи? Для родителей - в тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, папа, дай, на.
Речевое развитие происходит в процессе познания ребенком окружающего мира, что возможно только в совместной деятельности педагогов, родителей и ребенка. В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстрот накапливает словарный запас.
Малыш хочет многое узнать, ему все интересно, он чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Усвоение речи в дошкольном возрасте- необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Речь детей необходимо развивать как средство общения, создавая условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения ко взрослому. Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ним. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен прежде всего слышать речь. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес. Если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.
Для развития речи малыша существует очень много материала, который расчитан на развитие как активной речи, так и пассивной. Разнообразные игры, упражнения активизируют и расширяют словарный запас ребенка, расширяют знания об окружающих предметах, развивают мышление, память, восприятие.
Для родителей мы предлагаем не сложные упражнения, которые можно выполнить с ребенком.
«Самолётики» (Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» с.9)
Цель: формирование правильного носового дыхания, плавного длительного выдоха.
Обоудование: игрушка (игровой персонаж) кусочки разноцветной бумаги на подносе.
Ход игры: Игрушка: Я прилетел(ла) к вам ребята на самолёте.Посмотрите, как много у меня тут самолётиков (показывает поднос). Давайте подуем на самолётики, чтобы они улетели высоко-высоко в небо.
«Сдуваем снежинки» (Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» с.52)
Цель: формирование правильного речевого дыхания, плавного длительного выдоха.
Обоудование: бумажные снежинки или кусочки белой бумаги на подносе.
Ход игры: Взрослый держит перед детьми поднос и предлагает устроить в комнате снегопад. Для этого нужно дружно подуть на снежинки. Взрослый показывает, как сделать глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, сложив губы трубочкой. Дети дуют на бумажки.
«Птицеферма» (Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». с. 152)
Цель: Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.
Оборудование: игрушки: курица, цыпленок, петух, утка, гусь.
Ход игры: Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит звукоподражания 3-4 раза. Затем игрушки убирают. Взрослый говорит детям: «вот мы пришли на ферму, а навстречу нам …(показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «Ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам…(показывает гуся) гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «Га-га-га». Далее взрослый показывает последовательно остальные игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания. Сначала говорят все участники игры. Затем можно попросить 3-4 детей по одному.Следить, чтобы звукоподражания дети произносили на одном выдохе (2-3, 3-4 звукоподражания).
«Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Взрослый показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Взрослый дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. |