Пятница
29.03.2024
04:45
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ д/с "Светлячок"
Главная Регистрация Вход
Мнемотехника для дошкольников »
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск по сайту

                                             

МНЕМОТЕХНИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Для того, чтобы ребенку легко и просто запомнить стихотворения, сказки и любую информацию, существует принцип действия мнемотехники.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Ушинский К.Д.

 Мнемотехника это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают:

     1. Запомнить и воспроизводить информацию.

2. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

3. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, выделять существенные      признаки, наблюдательность, умение сравнивать.

     4. Обучать детей правильному звукопроизношению.

     5. Преобразовывать абстрактные символы в образы.

     6. Развитие мелкой моторики.

     7. Речевое развитие (связная речь)

У детей 3-4 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме они еще не умеют. От этого возникает проблемы с речью, например ребенок заикается. Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место.

 Также  очень хорошо  развита зрительная память и образное мышление. Наиболее наглядный пример данной техники это картинки на шкафчиках в детском саду. Запоминая её, он  без труда возьмет свое полотенце на вешалке, над которой расположена та же картинка.

В основном мнемотехника это использование специальных карточек и схем.

1. Ребенку показывают карточку, на которой изображено несколько предметов и он должен придумать о них рассказ-этот способ используется для развития воображения.

2. Для развития памяти ребенку предлагают выучить стихотворение по карточкам, на  которых каждой строчке стиха соответствует свое изображение.

3.Для тренировки логического мышления дают карточки и предлагают распределить их по группам (классификация). К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители. Допустим, стопка продавец, весы, касса.

Начинается работа с простейшего. Для начала проводится работа над словом. Например ,дается слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают что значит «зашифровать слово».

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко-желтое, небо-синее, огурец-зеленый. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Первоначально таблицы составляют родители, воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.

Для заучивания стихотворений необходимо придерживается следующей последовательности.

Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно нужную строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Работа по такому принципу нужна не только в детском саду, крайне важно чтобы родители, бабушки, дедушки принимали активное участие в обучении ребенка. Закрепляли пройденный материал.

 Работу с  мнемотаблицей можно рассмотреть на примере сказки «Теремок».

Рассмотреть таблицу и разобрать, что на ней изображено.

Преобразовать из абстрактных  символов в образы.

Затем происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок,прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лисичка-сестричка, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, он был большой и не поместился в теремок, теремок рассыпался».

Пересказ сказки могут вести дети сами, или прибегая к помощи взрослого.

После этого совместно родителям и детям были предложены небольшие четверостишия, к которым нужно нарисовать мнемотаблицу и рассказать, опираясь на нею.

МНЕМОТЕХНИКА ДОМА

Как можно применить мнемотехнику дома? Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит по ним рассказ. Вы можете дать картинки из известной вам обоим книжки.

 

 

 

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz