Четверг
28.03.2024
12:07
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ д/с "Светлячок"
Главная Регистрация Вход
"Роль старшего поколения в воспитании детей" »
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск по сайту

 

 

Роль старшего поколения в воспитании детей

«Жили-были дед да баба, и была у них внучка Машенька» – так начинаются русские народные сказки. Дедушки и бабушки издавна занимались воспитанием внуков – отец с утра до вечера работал, а мать хлопотала по хозяйству. В современном мире мало что изменилось… Так что же происходит с детьми, когда их воспитывают не мама и папа, а бабушки с дедушками?

«Жили-были дед да баба, и была у них внучка Машенька» – так начинаются все русские народные сказки. Дедушки и бабушки издавна занимались воспитанием внуков – отец с утра до вечера работал, а мать хлопотала по хозяйству. В современном мире мало что изменилось… Так что же происходит с детьми, когда их по воле случая воспитывают не мама и папа, а бабушки с дедушками?
Помощь и поддержка старшего поколения в
воспитании детей порой просто неоценима. Ведь, благодаря ей, мама может работать и успешно конкурировать с коллегами-мужчинами в плане достижения карьерных высот. Родительские собрания вообще можно назвать собраниями бабушек и дедушек – они, как правило, составляют 2/3 пришедших в класс «родителей».
И всё-таки хорошо это или плохо, когда малыш отдан на попечение бабушки? Как такое воспитание скажется на будущем ребёнка, на формировании его личности и способностей? Может, правы женщины, которые жертвуют карьерой ради того, чтобы самим воспитать своего малыша?

Живущие здесь и сейчас

Как это часто бывает, у этой проблемы есть две стороны. Прежде всего, МирСоветов рассмотрит положительные стороны участия бабушек в воспитательном процессе.
Часто ли вы наблюдали такую картину: молодые мама и папа ведут ребёнка из детского сада, малыш оживлённо щебечет, ему не терпится поделиться переполняющими его впечатлениями, а родители рассеянно кивают и поддакивают, не очень-то вслушиваясь в болтовню любимого чада?

Всё дело в том, что взрослый человек живёт «здесь и сейчас». Его мысли обращены к конфликтам прошедшего рабочего дня и новым делам, запланированным на завтра. Поглощённость профессией – это нормально! Даже мысли домохозяек переполнены планами на будущее: купить продукты, придумать меню на завтра, съездить с подругой на распродажу – всего не перечислишь…
А пожилые люди живут в том же временном пространстве, что и дети. Они совмещены во времени, бабушка помнит, что малыш рассказывал накануне, какие занятия прошли сегодня, какие отношения складываются в группе. Там, где мама лишь изображает интерес, бабушка искренне сопереживает внуку.
Другой важный плюс бабушкиного воспитания – её богатый жизненный опыт. Родители, заботясь о будущем детей, часто исходят из наивных представлений о том, что могут полностью контролировать жизнь ребёнка. Желая видеть его успешным, они стремятся воспитать исправленный вариант самих себя: видят повзрослевшее чадо наделённым всеми своими достоинствами и без собственных недостатков. В детях, особенно первенцах, мы часто доживаем своё детство. Исполняем свои заветные желания, реализуем личные амбиции, забывая, что ребёнок – индивидуальность, а не пластилин в наших руках. Чадо имеет право на своё детство со своими ошибками, победами, мечтами и разочарованиями.
Бабушки в этом смысле гораздо мудрее. Как правило, их воспитание исходит из индивидуальности ребёнка. Они уже знают, что одни и те же методы воздействия на разных детях скажутся по-разному. Их богатый жизненный опыт объединяет личные родительские наблюдения и случаи из жизни друзей и родных. Там, где родители очень требовательны и прямолинейны, старшее поколение – более терпимо и гибко.
Бабушкина любовь безусловна. Она обожает внука не за то, что хорошо себя вёл, читал стихи перед гостями, выучил все буквы, а просто за то, что он есть! Её готовность разделить интересы внуков, не считаясь со своим личным временем, и является тем волшебным витамином, благодаря которому расцветают творческие способности малыша. Исследования доказали: показатели креативности, оригинальности мышления, умения находить нестандартные решения – у детей, воспитанием которых занимались в большей степени бабушки, значительно выше, чем у их сверстников, воспитываемых мамами и папами.

Мост от взрослых к детям

Родители вечно спешат. Современная жизнь требует высокого темпа усвоения и переработки информации. Взрослые быстро думают, быстро говорят, быстро делают. А ребёнок, особенно маленький, живёт в гораздо более медленном темпе. И пожилые люди тоже живут не спеша, потому они более понятны и более предсказуемы для ребёнка, чем папа и мама. Бабушка может и пять раз выслушать историю про львят Симбу и Налу, потом несколько раз посмотреть с внуком мультик «Король-лев». С ней подолгу можно обсуждать, как Симба испугался гиен или что Тимон хотел сказать Пумбе.
Так бабушки и дедушки становятся мостиком, соединяющим миры детей и взрослых. Старики не боятся перехвалить внука, оказывают ему эмоциональную поддержку в трудных ситуациях. Психологи убедились: для развития ребёнка, особенно младшего возраста, чувство безопасности, эмоционального комфорта намного важнее, чем применение новейших развивающих методик.

Другая сторона медали

Однако, как говорится, бабушка бабушке рознь. Во-первых, в наше время далеко не каждая женщина пенсионного возраста ощущает себя бабушкой. Многие продолжают успешно трудиться. Наверное, быть классической бабушкой – особое призвание. А если его нет? Если эта роль навязана обстоятельствами? Или желание заниматься внуками есть, но уже не хватает физических сил для присмотра за шустрым малышом? К сожалению, МирСоветов должен сказать, что в таких случаях отношения бабушки и ребёнка лишены главного – эмоциональной связи. Такое общение приносит больше вреда, чем пользы.
Другая проблема бабушкиного воспитания связана с тем, что в пожилом возрасте заостряются некоторые черты личности, которые были присущи человеку и раньше, но в меньшей степени. Осторожность перерастает в тревожность, бережливость – в скупость, необщительность – в замкнутость и т.д. Один из распространённых среди пожилых людей стилей воспитания – гиперопека: «Не бегай – вспотеешь и простудишься! Не прыгай – ударишься! Не залезай высоко – упадёшь и сломаешь руку!» Так вместо нестандартности мышления у ребёнка развивается тревожность и даже мнительность. Малыш, как старичок, боится всего нового, опасается заболеть, сторонится шумных детских игр и предпочитает сидеть со взрослыми. А разве мы этого хотели?
И третья проблема – огромное количество забот у бабушки-домохозяйки. Ведь порой ей приходится обслуживать всю семью из трёх поколений! Поэтому бабушке проще самой быстренько нарезать салат, постирать трусы или носки – причём обязательно руками, а не в стиральной машинке! – самой полить цветы, помыть посуду, нежели проконтролировать, как с этим справится малолетний внук. В итоге ребёнок привыкает к опеке и не стремится обслуживать себя сам.

В чём правы родители?

Занятые, вечно спешащие родители, напротив, развивают в ребёнке самостоятельность. Можешь застелить постель – вперёд! Пусть не совсем аккуратно, зато мама успела за это время глаза накрасить. Можешь сам отрезать хлеб и намазать его маслом – действуй! А папа пока телевизор посмотрит. Порезал палец? Ничего страшного, заживёт. Залепи пластырем, он в аптечке.
По мнению МирСоветов, прекрасно и то, что родители живут перспективой, будущим и потому проявляют настойчивость, приучая сына или дочь преодолевать трудности – делать то, что не хочется. Малыш пыхтит и шмыгает носом: непослушные шнурки на ботинках никак не завязываются. Но мама тверда, как скала: скоро ребёнку в сад, а там шнурки завязывать будет некому.
Суровый папа настаивает, чтобы сын регулярно стирал свои носки и сам клал на батарею обувь и варежки. Забыл? Пойдёшь в мокрых ботинках и грязных носках. «Совсем ребёнка замучил!» – возмущается бабушка. Но отец прав, он не забывает о том, что парню придётся идти в армию, да и в жизни навыки по самообслуживанию пригодятся.
Требовательное воспитание взращивает не только самостоятельность, но и уверенность в себе. У самостоятельного ребёнка лучше развивается интеллект, раскрываются новые способности.

Мы – за мир и дружбу!

Главное в семейном воспитании – единство требований, выдвигаемых разными поколениями, уважение к позиции каждого члена семьи и, разумеется, доброжелательная атмосфера в доме.
Взрослые, договоритесь между собой, чтобы не терзать ребёнка противоречивыми взаимоисключающими задачами!
Допустим, воспитанием внука в семье в основном занимается бабушка. Возможно, это вынужденная ситуация, связанная с тем, что
ребёнок часто болеет, посещая детский сад, а маме надо работать. Итак, первое, что должны сделать взрослые – решить, кто и когда будет с ребёнком. Бабушка занимается с чадом днём, мама принимает эстафету вечером, читает книжки на ночь и проверяет уроки, папа три раза в неделю водит в бассейн. Каждый из взрослых может реализовывать свои воспитательные принципы только на «своём участке», не вторгаясь на «чужую территорию». Например, бабушка с внуком гуляет, играет, рисует. Позволяет строить в комнате домик из кресел и подушек, а потом помогает ребёнку навести порядок, разрешает ему выбрать, что будет на обед – словом, развивает в ребёнке творческое начало. Мама просит сына или дочь помочь по хозяйству: накрыть на стол, нарезать хлеб, помыть посуду. А папа занимается закаливанием, обливанием холодной водой и проверяет, как ребёнок собрал школьный портфель и сумку для плавания.
Другая, но не менее важная рекомендация от МирСоветов: ни в коем случае не критикуйте при ребёнке решения другого члена семьи. Это запрещено! Все разногласия надо улаживать в отсутствие ребёнка. И если уж воспитанием в первую очередь занимается бабушка, значит за ней последнее слово в принятии важных решений. Родители должны уступить. Если же их категорически не устраивает «бабушкино влияние», лучше отдать малыша в сад и регулярно брать больничный по уходу за ребёнком или… разориться на няню.
Запомните: наибольший вред ребёнку приносит не потакание бабушки и не строгость родителей, а постоянное несогласие взрослых друг с другом. Ребёнку, в семье которого царит разлад, не в силах помочь психологи. Не пойдут ему впрок и развивающие занятия.
Родители говорят одно, «старики» – другое, ещё и внутри каждого поколения имеются непримиримые противоречия. Но малыш-то любит папу, маму, бабушку и дедушку одновременно! Ему непонятно, кого же слушаться?

Четверти часа достаточно

И ещё. Многие родители остро переживают по поводу того, что мало времени проводят с детьми. А бабушка, которой по необходимости доверили ребёнка, воспитывает по старинке: был бы одет да накормлен, а уж о развивающих занятиях и речи быть не может. Как быть?
Исследования психологов показали, что ребёнок интуитивно подражает тому члену семьи, с кем у него образуется наиболее тесная эмоциональная связь. Если с мамой и папой ребёнку интересно, да при этом ещё и спокойно, если родители так же любят и уважают бабушку, как сам малыш, то и непродолжительное время общения пойдёт на пользу. Скажем, регулярные 15 минут совместного чтения перед сном в некоторых случаях могут быть эффективнее, чем проведённый вместе с ребёнком день. Ведь важно вовсе не количество, а качество времени, проведённого вместе!

 

 

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz