Четверг
25.04.2024
10:50
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ д/с "Светлячок"
Главная Регистрация Вход
Развитие самостоятельности у ребенка »
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск по сайту

                                                                                           Самостоятельный ребенок. 

Если спросить родителей, хотят ли они, чтобы их дети были самостоятельными, ответ будет только положительным. Если задать этот же вопрос детям, они так же ответят утвердительно.

 

Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, однако именно развитие самостоятельности зачастую меньше всего беспокоит родителей. 

Самостоятельность, а не какое-то иное качество человека определяет его самоценность и самодостаточность, а это залог успеха в любой деятельности.

Каждый человек-это особый мир впечатлений, чувств, переживаний. Каждый ребенок-неповторимая личность! 

Природа устроила так, что самостоятельность ощущается и развивается у ребенка раньше всех других жизненно важных компонентов. Если ее подавлять и не развивать, он растет зависимым, и это существенно влияет на темпы его социализации, морального, интеллектуального созревания.

Поскольку все поступки, действия существуют либо как самостоятельные, либо как подражательные, то самостоятельность можно определить как совместное качественное развитие волевой мыслительной и практической деятельности. Определенные качества и способности у детей появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности. Поэтому для развития тех или иных желаемых качеств недостаточно говорить о них-необходимо определенным образом организовать, выстроить повседневную жизнь ребенка, а главное, организовать его деятельность, причем с самого раннего возраста.

Подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности. Самостоятельность воспитывается и развивается. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности.

                                                                                                                                                                  

Нередко ребенок хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитые воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных побуждений, эмоций не позволяют выполнить задуманное и желаемое.

Важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Самостоятельность- качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Самостоятельно-значит. "захотел и сделал", "как придумал, так и будет". Суть данного понятия дети улавливают довольно точно. Если самостоятельность "тренируется" в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она "закрепляется" как положительный личный опыт ребенка и становится качеством его личности. Для развития самостоятельности не важно, что именно делает ребенок, главное, чтобы он делал это сам.

Однако большинство современных детей привыкли жить и действовать по указке взрослых. И до такой степени подавлено это качество у иных малышей, что даже для выполнения простейших действий по самообслуживанию требуются инструкция и разрешение взрослых.

Необходимо предоставлять ребенку как можно больше самостоятельности на всех этапах от принятия решения до исполнения задуманного и оценки полученного результата. Главное- положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат.Ребенок должен переживать радость,удовольствие как от самого действия,так и от его результата.

В школе несамостоятельный ребенок-сущее бедствие.К тому же психика в этом возрасте отличается неустойчивостью и противоречивостью.Они с готовностью берутся за дело,но склонны действовать под влиянием побуждений,поэтому не всегда выполняют задуманное,им не достает настойчивости в преодолении трудностей и достижении цели.Детей отличает огромный заряд активности.Их огорчает отсутствие дела,определенной роли в общественной жизни,конкретного поручения.Их обуревает жажда деятельности.Однако взрослые,замечая то,что затрудняет развитие самостоятельности у детей,нередко не видят того,что ей способствует.Они недооценивают важности данного качества.Лучше всего самостоятельность у детей формируется не под руководством взрослого,а под влиянием сверстников и старших товарищей.Наблюдая,как они действуют,ребенок не только быстрее схватывает суть происходящего. но и укрепляется в главном-понимании того,что и он сможет так же.

Если поговорить с ребенком 6-7 лет о самостоятельности,объяснить,что это качество высоко ценится другими людьми.На развитие самостоятельности решающее влияние оказывают ситуации, в которых дети должны действовать.Ситуации вынужденной самостоятельности служат и диагностическим средством,помогающим определить уровень сформированности данного качества.

Игра занимает особое место в жизни детей.В играх они сами ставят цель,находят средства,распределяют роли,следят за их выполнением,соблюдением правил.Поэтому игровой опыт составляет реальную основу для формирования самостоятельности.Развитию этого качества также способствует возможность выбора.Позвольте ему выбирать,что-то изменять хотя бы в некоторых ситуациях.Пусть он занимается тем,что ему интересно,предлагает свои варианты оформления группы,комнаты,расположения игрушек,книг.Каждому ребенку нужны постоянные упражнения в выборе:попробовал себя в одном деле,перешел к другому,решил,как будет действовать-один или с товарищами,самостоятельно или с помощью взрослого.

Растущему человеку нужно выработать в себе такое качество,как решительность.И не беда,если он допустит ошибки:пусть испытывает сполна их последствия.Это позволит ему многому научиться, и прежде всего тому,что его решения не всегда приводят к благоприятным результатам.Учите ребенка проигрывать.Человек не может быть победителем всегда и во всем.Поражения случаются- и это нормально,это жизнь.По поводу неудач надо не сокрушаться,а проанализировать результат и извлечь из него уроки.Помните, что воспитание ребенка-процесс длительный.Возможен возврат к ранее выработанным,неправильным формам поведения, как с его стороны,так и с вашей.Поэтому надо набраться терпения,настойчивости,решительности в достижении желаемых целей и взаимопонимания  с ребенком.

В заключение предлагаем вам правила,которые помогут родителям развивать самостоятельность ребенка.

  • Организуйте для ребенка деятельность,в которой он может добиться успеха, и не требуйте выполнения пока еще трудного или непонятного ему задания
  •  Постепенно расширяйте круг достижений ребенка,поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым "правилам игры"(естественным ограничением и запретам,которые ребенку понятны)
  • Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения,отвечать за себя,стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
  • Подсказывайте,когда ребенок может помочь кому-либо-защитить более слабого,поделиться игрушками,сладостями и т.п.
  • Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе,даже критикуя или запрещая нежелательные действия (плох поступок,а не сам ребенок)
  • В любой ситуации оставайтесь любящими родителями-это главный источник душевных сил ребенка,залог его успешного психологического развития.

 

 

 

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz