Развиваем речь, играя!
Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.
Не стоит ждать, пока ребёнок научится делать это самостоятельно, запоминая фразы, которыми вы общаетесь в семье, уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Только вот проблема в том, что многие дети не очень хотят заниматься. Куда лучше посмотреть мультики по телевизору, поиграть в компьютер или бездумно носиться с игрушечным пистолетом по квартире.
Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно усаживать его за стол и создавать атмосферу урока. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Ведь усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее именно в игре. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
1. Пальчиковая гимнастика.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также речь ребенка. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять больше внимание развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики руки ребенка.
Уважаемые родители! Занимайтесь каждый день по 5 минут. Кисти рук и пальцев приобретут силу, гибкость и подвижность, что в свою очередь положительно повлияет на речевое развитие, а также: на развитие у ребенка психических процессов: мышление, внимание, память, воображение; повысить работоспособность коры головного мозга; снимет тревожность.
Мальчик - с - пальчик
Мальчик-с-пальчик, где ты был?
С этим другом в лес ходил.
С этим другом щи варил.
С этим другом кашу ел.
С этим другом песни пел.
С этим – в дудочку дудел.
Каждый пальчик ребенка загибайте, будто бы разговаривая с ним: от указательного пальчика до мизинца.
Сортируем, перекладываем, собираем
Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горох и фасоль перемешались. Давай разложим горох на эту тарелочку, а фасоль- на эту».
Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ ребенку!
Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.
Гимнастика с музыкальным сопровождением "У жирафа" ( по методике Екатерины Железновой).
2. Дидактическая игра "Назови одним словом".
Дает возможность ребенку думать, размышлять, обосновывать, классифицировать. С помощью этой игры ребенок расширяет свой кругозор, пополняет словарный запас, формируется способность логически мыслить.
Цель игры: учить узнавать окружающие предметы, животных, растения; учить употреблять обобщающие слова.
Ход игры: Взрослый достаёт карточку с изображением предметов. Рассмотрев рисунки на карточке, ребёнок называет предметы, изображённые там и обобщающее слово.
или взрослый называет ряд слов, ребенок должен назвать обобщающее слово. Например,
- бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – это... (насекомые);
- берёза, дуб, ель – это... (деревья);
- скворец, снегирь, сова, сорока – это... (птицы);
- брусника, земляника, малина, смородина – это... (ягоды).
3. Чего или кого не стало?
Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания в новых условиях, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа
Дети называют картинки или предметы. Отворачиваются. Взрослый убирает один, два или три предмета и предлагает детям отгадать, чего не стало: "Раз, два, три - посмотри. Чего не стало? (Что я убрала?)"
4. Звуковая культура речи:
а) Дидактическая игра "Доскажи словечко".
Цель: упражнять детей в правильном произношении звука Р,развивать слуховое внимание.
Ход игры: взрослый произносит фразу, но не договаривает звуки в последнем слове. дети должны закончить слово.
Ра-ра-ра - начинается иг(ра). Ры-ры-ры - у мальчика ша(ры). Арь-арь-арь - настене висит фо(нарь).
б) "Веселые картинки. "Звуки Ж и Ш.
Цель: учить детей дифференцировать в словах звуки Ш и Ж.
Ход игры: ребенок берет из корзинки предметные картинки, называет слово и определяет, как в нем слышится звук Ш или Ж.
Или Взрослый называет слово, если в нем слышится звук Ш - хлопает в ладоши, если звук Ж - топает ногами.
5. "Дрозд"
Цель:
- Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
- Воспитывать уважение друг к другу, способность услышать другого человека.
Игра в парах. Вместе со взрослым произносят:
" Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга".
ри этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена.
-
В общем-то, ничего сложного в развитии детской речи нет, тут главное не заострять внимание ребёнка на том, что это обучение. Пусть он воспринимает такие занятия именно как игру, тогда они не будут ему в тягость. Давайте вместе поможем нашим детям вырасти умными и успешными!
-
|