Дидактические игры. Вторая младшая группа
Игра «Знакомство с блоками».
Цель: Знакомимся с цветными блоками. Учить детей сравнивать предметы по форме, толщине, цвету.
Ход игры: 1. Показать ребенку фигуру красного (или любого другого цвета) и попросить его показать такую же. 2. Показать ребенку большую фигуру и просить показать все большие фигуры. 3. Показать ребенку фигуру, уточняете ее форму, и просить показать такую же фигуру. 4. Показать ребенку толстую (тонкую) фигуру и просить показать такую же.
Игра «Найди такую же фигуру»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по размеру, форме, толщине.
Ход игры: Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме. Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.
Игра «Раздели фигуры»
Цель: развивать умение группировать предметы по величине.
Ход игры: К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая, приносят коробки с фигурами. Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блоки выкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку - большие, а в другую - маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь.
Игра «Найди такой же»
Цель: развитие умения сравнивать фигуры по величине. Ход игры: Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины. Игра «Большой – маленький». Цель: развивать умение соотносить величину предмета с движением Ход игры: Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.
Средняя группа.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: совершенствовать восприятие детьми блоков, определяя на ощупь форму, размер, толщину.
Игровой момент: не вытаскивая блока, отгадать его.
Усложнен6ие (для старшей группы): находить блоки на ощупь по заданным словесно признакам. Например: только круглые и большие; круглые большие толстые.
Игра «Найди блок»
Цель: одному ребёнку спрятать и описать блок – другому найти его и показать.
Описание: цвет, толщина, форма, размер. Например: найдите жёлтый большой толстый квадрат.
Игра «Найди пару»
Цель: сравнивать блок по признакам, находить сходства и различия, понимать словесную инструкцию и быстроту реакции.
Победит тот, кто больше всех соберёт блоков; самый шустрый, самый активный, глазастый.
Инструкция: -нужно найти блок такого же цвета?
-Такой же формы?
-Точно такой же блок, только маленький?
-Точно такой же блок, только синего цвета?
«Дружат-не дружат»
Цель: сравнивать блоки по признакам, находить сходства и различия.
-А почему они могут поссориться? А теперь найди 2 вообще не дружных блоков, у которых нет общих интересов.
Старшая группа.
Дидактическая игра «Художники»
Задачи: Развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.
Ход игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художникипридумывают название к своим картинам.
Дидактическая игра «Магазин»
Задачи: Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Материал: Товар (карточки с изображением предметов). Логические фигуры.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Дидактическая игра «Цепочка»
Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьеныша.
Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
- Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
- Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
- Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
- Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
|